ИСТОРИЯ

 

Корни энрегетического воздействия и лечения в Древнем мире

 

·        Передняя Азия
·        Древний Египет
·        Китай
·        Индия
·        Тибет
·        Древняя Греция
·        Арабский Халифат
·        Волжская Болгария
·        Европейская хроника
·        Литература

 

 

Передняя Азия

 

     По преданию корни половины народов мира ведут в древнее Шумерское царство. Отсюда знания распространялись в другие соседние страны - Сирию, Финикию, Египет, Кавказ, Великую Болгарию, Северную Индию.

       0пыт воздействия на окружающий мир, в том числе и в медицинских целях из Шумера наследовали Вавилон и Ассирия, Хорезм и Бактрия, Согдиана и Мидия-

       Древние государства Передней Азии исповедовали в то время зороастризм. Вера в священную силу огня до сих пор используется народными целителями Волжской Болгарии.

       Древние шумеры за основу жизни на Земле представляли энергетическую субстанцию, так называемый «невидимый свет». Движение «невидимого света», по их мнению, определяло все процессы в человеческом организме.

       «Невидимый свет» наполнял организм энергией через органы чувств, со вдыхаемым воздухом и пищей.

     Наследовавшие культурные традиции Шумера -  Вавилон и Ассирия имели большие медицинские школы в городах Уруке и Борсиппе. Здесь для обучения

врачей имелись учебники, пособия, энциклопедии и справочники.

     Уже тогда уделялось огромное влияние точной диагностике, что свидетельствовало о существовании классификации заболеваний, развитой медицинской теории и способах воздействия на человека, сведения которых не дошли до нашего времени.

     В клинописных трудах Вавилона и Ассирии описывались воздействие на пациентов через их психоэмоциональное и физиологическое состояние, что способствовало быстрому снятию боли и излечению.

     Медики Передней Азии также применяли лечебные смолистые благовония, с помощью которых пациент через дыхание получал лечебные препараты. Для изготовления медицинских препаратов кроме растений использовали речных и морских рыб, кровь животных, птиц, яйца, пчелиный мед, лазуревый камень, гипс, известняк, серу, квасцы, медь, минеральные соли, свинец и т.д.

     Древние целители распологали и набором необходимых инструментов, которые создавали вместе с мастерами: скальпели, пилки, пинцеты, напильники, шины.

     К высокоэффективным методам воздействия относились музыкальная и танцевальная терапии, подбираемая строго индивидуально для каждого пациента.

     В Древней Ассирии и Вавилонии существовал обычай: если врачь не мог спасти пациента, то выносили его на рыночную площадь. Присутствующие обязаны были давать советы, как выличиться. Молча проходить мимо больного человека запрещалось.

     Лечебное мастерство и знания принесли целителям Шумера, Ассирии, Вавилонии большую славу в странах Древнего мира.

 

 

 

Древний Египет

 

     В Египте при храмах Бога Ра, еще 5 тысяч лет тому назад, существовали «дома жизни», при которых начинающих жрецов многие года обучали искусству магического воздействия и врачевания. В более поздние времена специальную подготовку можно было получить при храмах Гелиополиса, Саиса, Мемфиса и Фив.

     По мнению ученых, целителям Египта уже 3550 лет назад была известна треть всех лечебных средств, используемых медициной нашего времени. До сих пор многие препараты не признаны официальной медициной и не изучается их влияние на организм человека при тех или иных состояниях. Многие лечебные препараты привозились в Древний Египет из Индии и Китая.

     В Древнем Египте существовали представления об основных Четырех Первоэлементах Вселенной - Воде, Земле, Огне и Воздухе. Носителями Четырех Первоэлементов являлись четыре основных «сока», которые составляли весь организм человека и определяли его самочувствие. Нарушение баланса между «соками» в организме приводило к болезням и даже к смерти.

     Одновременно в Древнем Египте бытовало учение о «Пневме». «Пневма» - это невидимая и невесомая энергетическая субстанция, которая, как считали египтяне, пронизывает все Мироздание и вместе с воздухом поступает в легкие человека, затем в сердце, откуда по сосудам разносится по всему телу человека, наполняя его жизнью. Эти сосуды или каналы египетские медики называли «мету», через которые, под влиянием сердечных сокращений «Пневма» распространяла тепло, дыхание, кровь, слизь, питательные вещества, циркулировало семя, мочу, кал.

     Всего древнеегипетские целители насчитывали 32 канала-«мету», из которых четыре разветвлялись в ноздрях, четыре - в висках, четыре - в голове, по два - в каждом ухе, по два в каждой из конечностей, по два - в яичках, четыре - в седалище, а два идут к сердцу от мизинцев рук.

     Согласно представлениям древнеегипетских врачей, главное было в каналах - «мету» не допустить «закупорки» , «переполнения», «недостаток» и т.д.

     Целители Древнего Египта искренне верили, что «...начало тайн врача - знания хода сердца, от которого идут «мету» по всем членам тела, ибо всякий врач, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде он касается сердца, ибо от него направляются «мету» к каждому члену».

     Знания шумерских и древнеегипетских методов воздействий булгары сохраняли до конца 16 века. Эти знания гармонично дополняли целостную мусульманскую медицинскую школу Волжской Болгарии.

     Следы вавилонской и ассирийской медицины, проникшей в Европу через Византию, можно проследить вплоть до середины 16 в.

     Сильное влияние на Европу оказала древнеегипетская магическая школа воздействия. К примеру, широко употреблявшиеся в Древнем Египте части животных и насекомых  в конце 18 в. были успешно применены немецким врачом Ганеманом - родоначальником европейской гомеопатии.

 

 

 

Китай

 

     Китайская традиционная медицина одна из самых древнейших в мире. В отличие от других традиционных медицин китайской удалось сохранить до наших дней специальную литературу и традицию передачи знаний от учителя к ученику.

     Китайская традиционная медицина имеет более 20 тысяч рукописных трудов, накопленных за несколько тысячелетий. В Китае были сделаны открытия, которые на много столетий опередили открытия врачей Европы. Например в восемнадцати томном трактате «Хуанди Нэй-цзин» («Трактат о внутреннем»), написанном за 2 тысячи лет до нашей эры, говорится ,что «без пульса невозможно распределение крови по большим и малым сосудам...Именно пульс   обуславливает круговорот крови и «пневмы». И далее в этом же труде: «Сосуды сообщаются между собой по кругу. В этом круге нет ни начала, ни конца...Кровь в сосудах циркулирует непрерывно и кругообразно..., а сердце хозяйничает над кровью». Это было написано за 3500 лет до Уильяма Гарвея, который первый в Европе обосновал теорию кругового кровообращения.     

     Китайские целители, при определении болезней, придавали огромное значение пульсу, различая более 500 его видов. Они так же умели воздействовать на человека с помощью минералов, растений, органов животных и насекомых.

     Китайскими философами и врачами было разработано учение о двух неразрывных и противоположных начал Вселенной - мужского «Ян» и женского «Инь», которые отвечали за духовную и физическую гармонию Мироздания в целом и человеческого организма в частности. Божественной силой, которая толкала мир к развитию (в том числе и человека) была энергия «Ци». Материальной и духовной базой Вселенной являлись Пять Первоэлементов.

     Болезнь китайские врачи определяли как нарушение энергобаланса в Пяти Первоэлементах человека по двум главным причинам:1) Нарушение взаимоотношений между человеком и окружающей средой; 2) Нарушения взаимоотношений между системами самого организма.                              

     Врачи древнего Китая полагали, что при каждом заболевании в патологический процесс неизбежно вовлекается весь организм как неделимое целое, и при изменении функции одного органа изменяются функции и всех других органов и систем.

     Китайские формы воздействия с древнейших времен сильно влияли на развитие философских и медицинских школ в Индии, Японии, Кореи, Вьетнаме, Великой Болгарии, в странах Средней Азии, а, позднее, в странах Европы.

 

 

 

Индия

 

     Индийские методы воздействия одни из самых древнейших на Земле. Они формировались и развивались на лучших традициях собственного опыта, а так же на традициях соседних стран в области духовного и физического воздействия на человека.

     В Индии возникли оригинальные философско-медицинские школы. Уже около трех тысяч лет назад традиционная медицина достигала наивысшего расцвета. Одна из первых рукописей, где огромное значение уделялось диагностике заболеваний и определению индивидуальных особенностей пациентов была почитаемая на Востоке «Астрологический календарь животных».

     В основе индийской медицины являлось положение о единстве и целостности человеческого организма. Поэтому любое заболевание рассматривалось как заболевание всего организма. Воздействию подвергалась не болезнь, а сам пациент, со своим индивидуальным характером, привычками и предрасположенностями.

     Диагностика и лечение в Древней Индии были доведены до совершенства. Индийский целитель считал, что только весь комплекс физических, психических и умственных состояний определяет его болезнь или здоровье.

     Врач в Индии был одновременно и психолог, и ботаник, и биолог, и химик, и

фармаколог и т.д.

     Основы традиционной индийской медицины были записаны в знаменитой «Книге Жизни» - «Аюр-Веде», а до этого передавались устно от учителя к ученику.

     В «Аюр-Веде» описываются свойства более чем 1000 лекарственных растений, приводятся самые разнообразные методы и приемы лечения от психотерапии до хирургического вмешательства, содержится обширный теоретический материал, помогающий осмыслить общую медицинскую концепцию.

     Философы, ученые, врачи Древней Индии считали, что в основе всей Вселенной и человеческого организма в частности лежат три главных Первоэлемента, которыми и определяются существование Космоса и человека - Ветер - Вайю, Желчь - Питта и Флегма - Капха.

     Ветер в природе - носитель света, прохлады, распространяющегося в пространстве звука, быстро несущихся потоков. Внутри тела человека Ветер контролирует кровообращение, пищеварение, выделение и даже обмен веществ. Ускорение или замедление «движения соков и веществ» посредством Ветра нарушает нормальную жизнедеятельность организма.

     Желчь представлена в Космосе Огнем, а в организме она обуславливает «естественное тепло», поддерживает температуру тела и обеспечивает деятельность пищеварительных органов и активность сердечной мышцы.

     Флегма во Вселенной и человеке ассоциировалась со всевозможными «мягкими» веществами. Ее связывали со смазочным маслом, покрывающим все твердые и шероховатые субстанции и способствующим их движению и взаимодействию.

     По мнению древних, заболевание возникало именно из-за нарушений гармоничных связей между Ветром, Желчью и Флегмой. Конечно, гармоническое сочетание между тремя Первоэлементами у людей встречается крайне редко. В большинстве случаях всегда преобладает один из трех. Само по себе это не способствует развитию заболеваний, но если в результате несоблюдения правильного режима, дурного питания, неблагоприятных жизненных обстоятельств, несоответствующего климата один из Первоэлементов достигает чрезмерного развития, наступает состояние болезни или даже смерти.

    Индийский врач возвращал здоровье приводя Первоэлементы в необходимое равновесие путем разнообразных средств воздействия.

     Миллионы людей в Индии до сих пор лечатся согласно предписаниям знаменитой «Аюр-Веде». Многие врачи Европы, Америки и Азии уже используют многие практические указания из этого древнейшего труда. Среди них такие методы воздействия как гелиотерапия, иглоукалывание, а также известные препараты природного происхождения - термопсис, байкальский шлемник, солодка, рауфольвия и др. К сожалению не выяснена сущность даже самых основных, фундаментальных для практики теоретических положений этой древней науки, не говоря уже о системном анализе огромного опыта применения конкретных лекарственных составов природного происхождения и клинических моделей.

     Невероятно интересным представляется тот факт, что вскрытие трупов в целях их изучения никогда не встречало в Древней Индии никакого противодействия. В подавляющем большинстве стран Древнего Мира и Средних Веков это было строжайше запрещено. К примеру в Китае этот запрет отменили лишь в 1913 году.

     Становится понятным, почему именно у древнеиндийского врача Сушруты, а не у Корнелия Цельса, как считали еще не так давно, можно найти действительно первое историческое описание местного воспалительного процесса.

     Медицина Древней Индии, как считают исследователи последнего времени, дала толчок к развитию медицины во многих странах мира, например в таких как Тибет и Древняя Греция, а не наоборот.

 

 

 

Тибет

 

     Древнетибетская школа воздействия складывалась на протяжении веков  на основе медицины стран Древнего Мира, прежде всего Индии и Китая.

      С VII века, когда Тибет сформировался в развитое государство и одновременным изобретением письменности, местные медицинские традиции переплелись с медициной соседних стран. В Тибете многие ученые и врачи были выходцами из Непала, Индии, Китая и др. В Тибете существовало несколько легенд об истоках формирования и развития традиционной тибетской медицине. Согласно тибетским авторам, уже при легендарном основатели Тибета Сронцзам-гампо, индийский врач Бхаратхаджа, китайский врач Хань Ванхам и персидский врач Галенос, составили на тибетском языке коллективный медицинский труд «Оружие бесстрашия». По другой версии, за задачу объединения учения медицинских систем Индии, Китая и Ирана взялись Джаба Гонбой, получивший образование в Индии, китайский врач Хэнтэ Линхан и персидский врач Дагциглан, которые составили совместный труд, впоследствии значительно дополненный китайскими врачами.

     С VIII века, когда буддизм стал государственной религией, тибетская медицина стала развиваться во основном под влиянием медицины Индии.

     Искусственное ограничение собственно тибетской медицины контурами Аюр-Веды ущемляло развитие тех ее разделов, которые были заимствованы из китайской медицины и не имели аналогии в индийской традиции.

     Выдающийся врач XIII века Ютог Йондан-гонпо собрал в рамках единой медицинской системы накопленный на протяжении столетий  положительный опыт тибетских врачей и в итоге разработал своеобразную систему медицины, которую невозможно свести однозначно ни к китайской, ни к индийской, ни к персидской традициям. В итоге были гармонично сохранены достижения трех медицинских систем, в особенности китайской и индийской. Синтезирование разных теоретических концепций, например таких как учение о «Трех Гунах» и «Инь - Ян», получило совершенно новое развитие в тибетской классической медицине. Болезнь здесь трактуется как результат  нарушения равновесия между тремя Первоэлементами («Три Доша»), который обнаруживается преимущественно на тканевом уровне. «Инь -Ян» в организме человека представляются как две силы - «Жар» и «Холод», нарушение равновесия между которыми проявляется в виде заболевания в одном из двенадцати органов , известных китайской медицины.

     Созданный Ютог Йондан-гонпо четырехтомный трактат «Четыре Тантры» («Чжуд-ши»), получил впоследствии широкое признание, стал классическим источником тибетской медицины и не потерял своего значения вплоть до наших дней. В русле его комментирования появлялись и исчезали различные школы тибетской медицины и была создана обширная медицинская литература.

 

 

 

Древняя Греция

 

     Эллины страстно собирали все наиболее ценное со всех концов света. Именно через Древнюю Грецию до наших дней проникли способы воздействия Древнего Египта.

     Один из первых врачей Эллады - Эмпедокл учился у египтян и утверждал, что Вселенная состоит из четырех Первоэлементов - Огня, Воды, Воздуха и Земли. Эту теорию развивали и Платон, и Аристотель, и Гиппократ. Это учение вошло в основу «теории гуморальной патологии», оказавшей сильнейшее влияние на всю средневековую медицину, просуществовавшей вплоть до конца ХVII в.

     Согласно учению Гиппократа, человеческое тело образовано из смешения четырех кардинальных «влаг»: «крови», «слизи», «желтой желчи» и «черной желчи». Все они соответствуют основным первоэлементам Вселенной - Воздуху, Воде, Огню и Земле.

     Гиппократ учил, что здоровье и болезнь полностью зависят от смешения и взаимодействия в организме человека  его «соков». Древнегреческое слово  «гумор» переводится не только как «жидкость» или «сок», но и означает «проникающее», «распространяющееся», «просачивающееся» начало.

     Каждый из гиппократовых «соков» обладает вполне определенными свойствами. «крови» присуща влажность и теплота,  «слизи» - холодная влажность, «желтой желчи» - сухое тепло, а «черной желчи» - холодная сухость. Считалось, что смешение «соков» в определенных пропорциях обеспечивает нормальную работу организма. Нарушение этих пропорций вызывало болезнь. Врачи древности считали, что организму надо только дать толчок на исцеление. Потому, что в теле человека есть природная сила способная сама справится с болезнью.

     Во времена Гиппократа большинство образованных людей его круга надолго уезжали на обучение в Египет, в Персию, в Индию и Китай. Имеются сведения, что именно из этих источников пополняли свои знания Геродот, Сократ, Демокрит и многие другие ученые Эллады.

     Огромными культурными связями объясняются сходства между медициной Древней Индии и физиологическими теориями Гиппократа, получившие дальнейшие развитие в учениях Галена и Парацельса. В сочинении «О ветрах» Гиппократ пишет, что тела людей и животных насыщаются пищей, питьем и дыханием, точнее «пневмой»: «Дыхание внутри тела именуется «ветром», а вне тела - «воздухом». «Воздух» - величественный властитетель  всего и во всем. Гиппократ пишет, что здоровье порождается равномерным движением «ветра» в теле, а болезнь возникает из-за нарушения этой равномерности.

     Главная роль «ветра» в жизни человека проводится во всех индийских и тибетских трактатах. «Жизненное дыхание» или «прана» еще в древних трактатах Упанишадах было провозглашено основой всякого существования и жизни. Подобная идея существовала в Китае в так называемом  учении о «жизненной энергии Ци». В Греции подобная теория      появляется значительно позже, лишь в 5 в. до н. э. у Анаксимена.

     Еще большее сходство проявляется между теорией Гиппократа и учением древних индийцев во взглядах на строение человеческого тела. «Первоэлементы организма» по Гиппократу - это кровь, слизь, желтая и черная желчи, почти идентичны в ранней индийской медицине, где «ветер» трактуется как «кровь», «желчь» и «слизь». Аналогии между греческой и индийской медицинами есть и в представлениях о причинах появлении болезни.

     Даже при самом поверхностном обзоре видна связь между идеями медицинских школ в различных регионах Древнего Мира. Эти идеи почти не изменялись многие века и вполне обеспечивали потребности в диагностической и лечебной практике. Без выше рассмотренных теорий, была невозможна правильная диагностика и выбор лечебной тактики. Думать же, что долгие века медики обходились без теории и практиковали «вслепую» - значит проявлять неуважение к способностям и знаниям наших предшественников.

 

 

 

 

Арабский Халифат

 

     «Благодаря» мракобесию христианской церкви в начале Средних Веков наука и культура (в том числе и медицина) Западной Европы находилась в сильнейшем упадке. Были прерваны все культурные связи с Древним Миром. Только благодаря Великому Мусульманскому возрождению для Европы были сохранены блестящие творения классической культуры Древней Эллады, в том числе и последних греческих гениев - Аэция, Александра Траллийского и Павла Эгинского.

     В состав огромнейшего   Арабского Халифата входили Персия, Сирия, Армения, вся Северная Африка (от Египта до Марокко) и Испания.

     Во всей истории человечества поразительно было то, что арабы - мусульмане не  только не стремились уничтожить культурные ценности завоеванных государств, но даже бросились изучать эту культуру с какой-то лихорадочной энергией. Влияние  мусульманского возрождения отразилось и на Великой Болгарии, особенно, после принятия ею мусульманской религии в 737 году.

     Заслуги арабов в медицине были весьма значительны. В то время когда в Европе наблюдался полнейший регресс в области наук и искусств, арабы буквально покрыли завоеванные ими страны сетью  огромным количеством академий и университетов. Арабами была усвоена медицина Шумера, Вавилона, Греции, Египта, Персии и Индии.

     Крупнейшая в то время медицинская школа  в Гондешапуре в 7-8 вв. н. э. служила своего рода передатчиком знаний Индии и Китая арабам.

     В течении девятого и последующих веков в медицине арабов появился ряд выдающехся талантов и гениев, каковыми в истории мировой медицины признаны Аль-Рази, Абульказис, Аверроэс и Абу Али Ибн Сина (Авиценна).

     Арабские медики в клинических и медико-теоретических построениях базировались на учении Галена - прямого последователя Гиппократа, а также центральноазиатских медицинских традиционных системах.

     Арабы не только не отказались от теоретических и практических положений древних медиков, но и значительно развили их учения. Они приблизили  учение о Первоэлементах - Первоначалах жизнедеятельности («стихиях», «соках», «корнях») - к нуждам практического лечения.

     По словам историков медицины Мейер-Штейного и Зудгофа, никто не мог оспорить способность арабских ученых «...систематически отливать весь обширный накопленный материал в ясно изложенные, наглядные и хорошо продуманные учебники и руководства, в которых все отделы логически связаны, в которых одно строго вытекает из другого, и все проникнуто высшей степенью наглядности». Интересно, что современная медицина полна прямо противоречащих друг другу концепций. При этом многообразие противоречивых взглядов часто выдается за свидетельство бурного развития науки. Скорее всего, хаос в теориях означает элементарную методологическую неразбериху, потерю теоретиками медицины корней, основ, фундаментальных критериев оценки состояния организма /1/.

     Арабы сумели на основе изучения наследия медицины Китая, Индии, Египта, Шумера и Греции развить свою теоретическую концепцию и применять ее в лечебной практике на протяжении многих веков. Затем арабы передали свои достижения Западной Европе, где они постепенно стали искажаться и ложно истолковываться. В настоящее время они и вовсе признаны «вненаучными» и практически забыты.

 

 

 

 

Волжская Болгария

 

       К 11 - 12вв. Булгарская медицина развивалась на уровне передовых медицинских школ Азии. (В Европе тогда был чёрный период культурного застоя. Всё передовое в науке, культуре, медицине беспощадно преследовалось церковью и ее тайным отделом - инквизицией.)

       Эпоха Возрождения на Мусульманском Востоке 9 - 12вв. дала мощный толчок для развития всего передового в Европе, Азии и Северной Африке.

       Только через 300 лет, благодаря соседству Арабского Халифата, началась эпоха Возрождения в Западной Европе, в новом качестве стали развиваться наука, культура, медицина.

       Медицина Мусульманского Востока впитала и развила все передовое у завоеванных стран и у своих дальних и близких соседей.

       Самая северная в мире мусульманская страна Волжская Болгария, естественно не оставалась в стороне от всего передового, в том числе медицине Передней Азии, Египта, Китая, Индии, Тибета, Древней Греции и Арабского мира. В Восточной Европе, вплоть до середины  ХYI века, Волжская Болгария была ведущим государством оказывавшим огромное влияние на соседей, в том числе на   Хазарский Каганат, Киевскую Русь, Крым, Кавказ, Сибирь, Владимирско-Суздольское и Московское княжества.

       Булгарская система образования пользовалась высокой репутацией на просвещенном Востоке, и даже арабские студенты считали за честь получить образование в булгарских университетах - медресе.

       Булгарская медицина вобрала в себя опыт всех предков булгар, проживавших на территории от Северного Китая до Ирака, от Оби до Ирана, и, кроме этого, активно использовала достижения соседей. В списке свода древних булгарских летописей "Джагфар Тарихы" (1680) Бахши Имана имеется запись: "Абу Гали Ибн-Сина имел в Болгаре родственников и приезжал в ним". Современный булгарский исследователь Г. М. Давлетшин (Казань) также отмечает: "На развитие медицинских знаний, бесспорно, оказали воздействие труды восточных медиков, достигших в то время больших успехов. Среди них следует особо отметить крупнейшего ученого Х - нач. XI в. Абу Али Ибн-Сину. О нем слагали много легенд, в которых он выступал главным образом талантливым табибом (врачом) - волшебником, способным оживить даже умершего. Недаром труд "Каноны врачебной науки" Ибн-Сины переписывался и издавался многократно ... Поэтому эти рукописи часто анонимны и называются "Сборником народной медицины" ...

       Сулейман Ибн Дауд ас-Саксини-Сувари (XI в.) приводит из трудов Абу-л-Ала Хамид Ибн Идрис аль-Булгари и сведения по медицине. В частности, в них содержатся знания по эмбриологии: о возникновении и стадиях развития зародыша в чреве матери, образовании из капли по истечении срока дней сгустка крови, потом зародыша, оживлении зародыша ...

       Как видно из поэмы Кол Голи "Кысса-и Юсуф" у булгарских врачевателей одним из основных способов диагностирования было прощупывание пульса больного ... Этому методу в восточной медицине придавалось большое значение. О нем были написаны специальные медицинские трактаты. Среди мусульман была популярна "Книга о пульсе" ("Китабы набз") ... Булгарские табибы, очевидно, были знакомы с этими сочинениями.

       В поэме "Кысса-и Юсуф" упоминается о медицинском инструменте - ланцете. Ланцеты - маленькие ножички с двусторонними лезвиями известны и в билярских коллекциях ...

       Для нас представляют большой интерес дошедшие до нас сообщения о булгарских ученых-медиках, труды которых были популярны на Востоке. Это талантливые братья: Тадж-ад-дин ал-Булгари написал сочинение "Ат-Тирьяк ал-Кабир" ("Лучшее средство от отравления"); а его брат Хасан по просьбе известного врача своего времени Бадр-ад-дина Махмуда Ибн Усмана в 1220-1221 годах переписал этот трактат. Ныне он хранится в библиотеке Меджлиса в Иране ...

       Другой медицинский трактат по фармакологии "О простых лекарствах" Бурхан-ад-дина Ибрагима Юсуфа Булгари также был довольно популярным среди мусульман ... На всем Востоке славилось имя врачевателя Ходжа Булгари в Газни.

       При этом исследователи отмечают, что булгарская медицина была основана на прогрессивных традициях народной медицины. Так булгары широко применяли такие способы лечения как психотерапия, энергетическое воздействие и др. На полях свода "Джагфар тарихы" имелась следующая запись: "Первым из булгар, кто начал лечить без применения лекарств, был Мидан по прозвищу Барыс. Он мог принимать различные образы и благодаря этому, усиливать свое воздействие на больного с целью его исцеления. Так он превращался то в гигантского алыпа, то в барса (барыс), откуда его прозвище. Подобное лечение он дополнял физическими и духовными упражнениями, а также особым питанием. Его учеников называли миданчи.

       В "Джагфар тарихы" в той записи, которую мы уже упоминали, говорится также: "Знаменитым миданчи был Лачын Хисами или Джурги - Эмир (XII - нач. XIII в.). Он описал некоторые приемы миданчи в своей книге "Дар мужам, соревнующимся на майдане".

                   Булгарская медицина вместе с Булгарской державой и булгарским народом дважды переживала страшный разгром: в XIII в., во время татаро-монгольских нашествий, и в 1552-1584 гг., во время завоевания Казани и всей Булгарии войсками русского царя Ивана Грозного.

 

 

 

Европейская хроника

 

       Воздействие между объектами практически  мы знаем на любом уровне существования материи. Это может быть притяжение или отталкивание между электронами, или симпатия и антипатия между людьми и т. д. Воздействие одного объекта на другой возникло тогда, когда родилась наша Вселенная, появился наш мир. Воздействие одного предмета на другой - это обмен информации на энергетическом уровне. Сколько существует разновидностей энергий, столько существует видов воздействий. Несмотря на конец ХХ века людям известно не большое количество видов энергий. Неизвестных науке видов энергий миллионы. Поэтому из каких энергий состоит так называемые биоэнергия или психоэнергия мы не знаем и в дальнейшем я буду пользоваться просто термином «ЭНЕРГИЯ». Тем более, что воздействие на биоэнергетическом уровне преобладает в основном между животными, а на психоэнергетическом - между людьми. А также мы не знаем как и на каком энергетическом уровне происходит воздействие между живой и неживой природой. Поэтому я еще раз подчеркиваю, что буду пользоваться термином «ЭНЕРГИЯ», без всяких приставок «БИО», «ПСИХО» и т. д. И в этом труде я буду рассматривать энергетическое воздействие (в том числе и с лечебной целью) между людьми, а так же между людьми и некоторыми другими живыми и неживыми объектами нашей Вселенной.

       Воздействие и лечение бывает на различных информационно-энергетических уровнях:

1.      физическом

2.      эмоцианальном

3.      интеллектуальном

       Воздействие можно проводить сознательно и бессознательно, мысленно, визуально чувственно. Можно воздействовать на любом расстоянии. Воздействовать через предметы, вещи, изображения (рисунок, скульптуру, фотографию). Воздействовать так же через звук, запах, вкус.

       В том, что существует энергетический обмен между людьми, животными, растениями и, так называемым, не живым миром, подтверждается исследованиями древними и современными учеными.

 

       Как известно по письменным источникам, жрецы древнего Египта и дельфийские оракулы древней Греции, воздействовали на человека в целях получения пророческой информации.

       В священных писания многих народов, Коране, Библии, Бхагават Гите и др., упоминаются случаи воздействия людей на окружающий мир - животных, растений, минералы, а также друг на друга, в том числе и в целях излечения.

       В собрании изречений Солона, изданном Стобеусом, говорится: "если к человеку, мучимому злой, тяжкой болезнью, прикоснуться руками, то он немедленно выздоравливает".

       В истории упоминается, что эпирский царь Пирр, а также римские императоры Веспасиан и Адриан исцеляли больных прикосновением к ним.

       Плиний рекомендует, как испытанное лечебное средство, дыхание на лоб и говорит, что "есть люди, тела которых обладают целебной силой".

       Практика "изгонять" злых духов и болезни известна в Индии с древних времен. Высокого искусства владения энергетикой своего тела и целебного воздействия на других людей достигли йоги.

       В XXII вв. ученые арабского мира, одни из первых, стали интересоваться воздействием и лечением с материальных позиций, тем самым, отодвигая мистику и суеверия на задний план. Великий врачеватель Авиценна говорил, что если вы слышали, что кто-то воздействует на другого человека, или даже один человек влияет на целый народ, то не надо сразу отрицать это, надо просто изучать законы природы... Людей, которые обладают экстрасенсорными способностями Ибн Сина называл арифами (мистиками) и говорил, что они бывают двух типов. К первому типу относятся те люди, которые имеют мощную энергетику и чистую душу - это пророки. Людей, которые обладали сильной энергетикой, но имеют "черную" душу, Ибн Сина называл презренными колдунами. Он также считал, что достичь способностей арифа можно тремя путями: 1. Обладать ими с рождения; 2. Через страдания; 3. Путем тренировки души и тела.

       Некоторые школы суффисткого толка включали в свою практику развитие способностей арифа. А о некоторых представителях этих течений Ибн Сина говорил, что они могут преодолевать гравитационное поле Земли.

       Переняв все передовое на мусульманском востоке, ученые средневековой Европы стали более углубленно исследовать мир, в том числе и параномальные явления.

       В XVI в. Швейцарский врач Т. Парацельс исследует и применяет целебные свойства магнитного воздействия на человека.

       В XVII в. У. Гельмонт и Р. Флюдд открывают «Флюид» - «жизненную силу», истекающую из рук, глаз и др. органов человеческого тела.

       В XVII в. Немецкий ученый А. Кирхер положил начало учению о «животном магнетизме».

       В XVIII в. венский врач Ф. А. Месмер впервые сформулировал и применял на практике концепцию «животного магнетизма».

       В том же XVIII в. французский исследователь Пюисегюр открывает явление искусственно вызываемого сомнамбулизма, тем самым, выходя на новый уровень взаимодействия души и тела.

       В 1843 г. английский хирург Джемс Брэд в своей книге «Неврогипнология описывает процесс принуждения чужой воли и называет его гипнозом (от греческого "гипнос" - сон). Брэд первым прибег к гипнотическому сну для обезболивания хирургических операций.

       В 1852 г., после книги "Неврогипнология" Брэд выпускает новую книгу "Магия, колдовство, "жизненный магнетизм", гипнотизм и электробиология", в которой очень подробно рассказывает о методах воздействия на человека через гипноз.

       В 1853 г. английский физик М. Фарадей, а вслед за ним Дж. Брайд и русский физиолог И. Тарханов объяснили загадочное движение спиритических столиков тем, что участники сеансов сообщают столу ряд бессознательных идеомоторных толчков, которых, несмотря на их ничтожную силу, достаточно чтобы сдвинуть с места даже тяжелый стол.

       В 1860г. психофизиолог А. Леманн записал движение рук медиумов на кимограф – цилиндр, обклеенный закопченной бумагой и вращающийся от часового механизма. Ученый обнаружил, что неодновременные и различно направленные идеомоторные толчки, суммируясь, вызывают движение и покачивание стола. В роли духа, сам того не подозревая, выступает медиум – у него в большей степени, чем у других, развита идеомоторная способность.

       Физическое общество при  Петербургском университете организовало специальную медиумическую комиссию во главе с великим Д. Менделеевым. Досконально исследовав явление «верчения столика», комиссия заключила, что: «...спиритические явления происходят от бессознательных движений или сознательного обмана, а спиритическое явление есть суеверие».

       В 1876 году известный английский физик, ученик У. Баррет на заседании Британской ассоциации ученых выступил с докладом о "непосредственной передаче мысли". Этим было положено начало систематическому исследованию случаев так называемой спонтанной телепатии, «самовозникающей» в повседневной жизни.

       В XIX в. английские колониальные власти в Индии использовали телепатические свойства человека для передачи информации на огромных расстояниях. Естественно "передатчиками" были люди из местного населения, обладающие определенными способностями.

       В 1912 г. русскому ученому М. В. Погорельскому первому удалось получить фотоснимки ауры человека. Точнее определенный диапазон выхода энергии из тела человека. Фотоснимки были сделаны в газовом разряде и отражали некое физиологическое состояние человека и животных.

       В 1920 году ленинградский ученый физиолог В. М. Бехтерев, известный своими открытиями в области условных рефлексов, приступил к исследованию экстрасенсорного восприятия (ЭСВ). В частности, вместе с всемирно известным дрессировщиком В. Л. Дуровым он изучал на группе дрессированных собак эффект внушения на расстоянии.

       В 1922 году академик Л. П. Лазарев выпускает в Москве книгу "Физико-химические основы высшей нервной деятельности", в которой предпринимается попытка объяснить, в частности, механизм внушения: "Всякое ощущение, всякий акт движения должны образовывать волны, и голова человека должна излучать волны большой длины (до 30 тыс. км) в окружающую среду".

       В 1923 году профессор А. А. Гуревич устанавливает поразительный факт, что отдельные фотоны, падая на покоящуюся клетку, могут привести её к делению. Делящаяся клетка с помощью воздействия биополя, в свою очередь, побуждает соседние клетки к делению. Клеточное излучение, зарегистрированное в ультрафиолетовом диапазоне, получило название митогенетического. Представления Гуревича о биополе позже были развиты американским исследователем А. Бакстером.

       В 1928 году итальянский невролог и физик  Ф. Кацамали публикует опыты, претендующие на открытие в пространстве вокруг головы испытуемого сантиметровых электромагнитных волн. По его мнению, они могут быть тем физическим агентом, который передает мысленное внушение от мозга к мозгу.

       Вслед за Кацмали немецким физикам Ф. Зауербруху и В. Шуману удалось обнаружить вблизи сокращающихся мышц человека низкочастотное электромагнитное поле, длиной в 6 тыс. км.

       В 1930 году Дж. Райн вместе с коллегой по отделению психологии К. Зенером проводит опыты по ясновидению с большой группой студентов.

       В 1932 году в ленинградском институте мозга профессор Л. Васильев начал эксперименты с целью установления физической основы телепатии.

       В 1934 году Дж. Райн публикует книгу "Экстрасенсорное восприятие". Каждый пятый, по его утверждению, обладает экстрасенсорными способностями. Исследования проведенные в университете Дьюка, доказали о существовании экстрасенсорного восприятия.

       В 1949 году советскими изобретателями из города Краснодара супругами Кирлиан было открыто свечение вокруг тела человека. Фотографии этого свечения обошли весь мир.

 

       В 1962 году в психологической лаборатории Нижнетагильского педагогического института проведены опыты с Розой Кулешовой. У неё был обнаружен эффект кожно-оптического зрения. С завязанными глазами она пальцами правой руки читала газету, описывала изображения, определяла цвета и т. д.

       В 1963 году доцент Нижнетагильского педагогического института А. Новомейский провел серию опытов на 50 учащихся художественного факультета. Каждый пятый научился распознавать сначала два, потом три и больше цветов. Экранирование цвета алюминиевой фольгой, железными и медными пластинками, непрозрачной бумагой, стеклами, водой, бензином не препятствовало различению цветов.

       В 1964 году журнал "Тайм" сообщает, что американским профессором психологии Р. Ютцем была обследована П. Стенли, способная определять цвет пальцами рук даже через надетые резиновые перчатки, при полной темноте и при освещении объекта инфракрасными лучами.

 

       Крупнейшие открытие в области чувствительности и раздрожительности растений и их связи с человеком, сделал индийский ученый Дж. Чандра Бос.

       Советские ученые И. Гунар и В.Карманов показали, что электрические импульсы и процессы возникающие в растениях, имеют много общего с электрическими процессами, происходящими в организме животного и человека.

       Группа исследователей во главе с сибирским ученым В. Казначеевым установила наличие информационной связи между клетками, помещенными в изолированные колбы.

       Сенсацией стали результаты эксперементов американского криминалиста К. Бакстера. С помощью детектора лжи, он доказал существование связи между растениями и эмоциональным состоянием человека. Также было установлено, что растение реагирует на смерть живого существа В эксперементах Бакстер использовал метод Фере – регистрация уменшение кожного сопративления.

       Эксперементы Бакстера подтвердили опыты А. Смилова из Болгарии. В 1975 году на Всемирном конгрессе по психотронике в городе Монте-Карло Смилов рассказал о том, что растения реагируют даже на разные виды смерти по разному.

       Советские ученые А. Дубров и В. Пушкин проделали уникальные исследования по методу Тарханова, то есть, с помощью четырехканального энцефалографа регистрировали электрические реакции растения.

       В 70-х годах сотрудница московского научно-исследовательского института Алла Виноградова умела своим энергетическим излучением наводить сильный электростатический заряд на круглые прдметы, лежащие на поверхности орг стекла. В результате этого воздействия (психокинез) предметы начинали кататься по стеклянной поверхности.

       Более сильным излучателем энергетических полей являлась Н. Кулагина, которая не только могла дистанционно передвигать предметы по поверхности, но и «подвешивать легкие предметы в воздухе. Эксперементы с Кулагиной проводил ленинградский ученый Г. Сергеев.

       Ученые В. Пушкин и А. Дубров наблюдали и фиксировали повисания предметов в воздухе, которые проделывал Б. Ермолаев. Примечательно, что предмет (зажженная сигарета, коробок спичек и т.д.) висел до тех пор, насколько испытуемый мог задержать дыхание. С выдохом предмет падал.

       Биофизик А. Дубров предположил, что психокенетик насыщает объект частицами своей энергией, имеющей один из двух знаков. После того как предмет в достаточной степени насыщен зарядами одного знака, предмет этот начинает вызывать на себя излучения противоположного знака. Предмет висит в результате взаимодействия зарядов энергии противоположного знака. Заряд одного знака находится в предмете, а заряды другого продолжают излучаться из рук.

       Такого рода взаимодействия различных энергетических знаков, действуют в работе филиппинских хирургов. Суть их операций состоит в том, что хирург может, раздвигая кожу на теле больного, проникнуть во внутренние полости организма. Введя руку во внутреннюю полость, он воздействует своей энергией на больные органы и  удаляет опухоли.

       Согласно принципам филиппинской медицины, кожа является сильной защитой от внешних энергий. Поэтому, чтобы лечить, необходимо проникнуть через кожу во внутрь человека.

       С 1979 года в СССР стало известно имя экстрасенса Джуны Давиташвили, с которой стали проводить опыты в институте радиотехники и электроники АН СССР.

       В 1986 году на конгрессе по биоэнергетике и психотронике в Милане Джуне было присвоено звание профессора. А в 1989 году Государственный комитет по делам изобретений выдал авторское свидетельство на метод целительства Джуне Давиташвили.

       В начале 80-х годов автор этой книги был свидетелем проводимых опытов при министерстве обороны СССР, группой экстрасенсов под руководством биолога Фатимы Валиуллиной. Они проводили воздействия на людей, животных, растения и минералы, а также на фото материалы. Например, облученные энергией человека зерна пшеницы прорастали на два или на два с половиной раза выше зерен контрольной группы. А листья головки лука, после облучения, прорастая, принимали запрограммированную экстрасенсами форму.

       Облученная энергией экстрасенса фотобумага, засвечивалась в виде многочисленных точек, также как при радиоактивном излучении. Облученные энергией человека слитки различных металлов, держали информацию до пяти лет (более не проверялись).

       В конце 80-х годов нашего века кандидат биологических наук в Институте физиологии растений и генетики АН УССР Т. П. Решетникова провела ряд исследований в области экстрасенсорики и сделала уникальные открытия. Прежде всего, было доказано, что мощи некоторых святых, покоящихся в пещерах Киевско-Печерской лавры, получают и излучают биоэнергию как живые экстрасенсы. Зерна пшеницы прикладывали к захоронениям святых мощей, и в них происходили трансмутации: одних элементов становилось больше, других - меньше. С помощью ядерного магнитного резонанса также было обнаружено, что ядра атомов зерен переходили в другое энергетическое состояние. Такие изменения фиксировались до этого только в ходе воздействия экстрасенсов. В ходе экспериментов было установлено, что влияние святых мощей защищало растения от убийственной дозы радиации, что тоже было возможно при воздействии экстрасенса.

 

 

Литература

 

Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. Кн. П. Ташкент, 1956.

Бахши Иман. Джагфар тарихы. Т. I., Оренбург, Редакция вестника «Булгария», 1993.

Библия. Книга священного писания Ветхого и Нового Завета. Москва, 1968.

Бхагавад – гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст, 1984.

Валдманис Я.Я., Долацис Я.А., Калнижь. Лозоходство – вековая загадка. Зинатне. Рига, 1979.

Васант Лад. Аюрведа-наука самооздоровления. Нью-Мексико, 1984.

Вельховер Е.С. и Кушнир Г.В. Экстерорецепторы кожи. Штиинца. Кишенев, 1984.

Гаваа Лувсан. Очерки методов восточной рефлексотерапии. Здоров,я. Киев, 1987.

Давлетшин Г. М. Волжская Булгария: духовная культура. Казань, 1990.

Дубров А.П. и Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. Совамнко. Москва, 1989.

Коран Магомета. Перевод Николаева К. Москва, 1864.

Коран. Перевод Крачковского И.Ю. ИКПА. Москва, 1990.

Мартынов А.В. Исповедимый путь. Прометей. Москва, 1990.

Мудрость веков: Древняя таджикская медицина в сохранении здоровья. Ирфон. Душанбе, 1981.

Перевозчиков А.Н. Экстрасенсы – миф или реальность? Знание. Москва, 1989.

Сельченок К. В. Тайны восточной медицины. Воронеж, 1994.

Тагир Абдулл Аль Булгари. Тайны биоэнергетического лечения. Будапешт, 1991.

Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Учение Шри Читанйи. Бхактиведанта Бук Траст, 1989.

Чжуд-Ши – памятник средневековой тибетской культуры. Наука. Новосибирск, 1988.

 

Hosted by uCoz